Евгений Долгачев: можайские горизонты

05 января 2006, 23:59

В Государственном историко-литературном музее "Захарово-Большие Вяземы" с успехом прошла выставка живописца из Можайска Евгения Долгачева «Мои горизонты».

Хотя формально сам Можайск, конечно, не входит в Одинцовский район, его название здесь всегда на слуху: ведь основная жизненная артерия это Можайское шоссе… старая Смоленская дорога, которая дважды отмечена в Одинцово арками с двуглавыми орлами наверху - напоминание современникам о трагедии и триумфе 1812 года. И уже не первый год между двумя районами ведется культурный обмен: так что, выставка в Государственном историко-литературном музее А.С.Пушкина в старинной усадьбе на Смоленском тракте в Вяземах – явление закономерное.

Кто же на сей раз представлял Можайск? И жива ли там культура? Кто пишет картины и поддерживает ли кто художников?

Первым со словами приветствия выступил Глава Администрации Можайского района Владимир Владимирович Насонов: «Евгения Долгачева мы знаем и ценим давно, хоть он и не коренной житель Можайска, а приехал к нам с Урала, из Челябинска, сразу после окончания армейской службы. В этом году своеобразный юбилей – художник живет с нами вот уже 30 лет! За это время он не только почувствовал особую красоту и героику нашего края, через который шли на столицу недруги Российского государства, но и полюбил его. Он сумел оригинально выразить свое видение в живописи. Я рад нашему сотрудничеству в городских программах и работе Евгения с Бородинским музеем. А Одинцовская земля – все то же наше Западное Подмосковье – мы проводили и будем проводить общие праздники, концерты и выставки. И будем поддерживать наши таланты! Откроете выставку не в Вяземах, а хоть на Луне – приедем и от имени города поддержим Вас!»

Признаться, не так уж часто «отцы городов» выделяют посреди рабочей недели особое время, чтобы прибыть – сквозь первый снег и первую метель, какие разгулялись в тот день – на выставку художника-земляка. И это добрый знак: сколько кругом стонов о «гибели и кризисе», но вот есть же люди, и они рядом с нами, которые делом и словом жалуют мастеров культуры. Да, федеральное правительство максимально урезало бюджет на культуру, но что делать нам… если мы хотим жить по-человечески? Эту нагрузку берут на себя, по своей инициативе, те «мужи государевы» на местах, которых можно смело называть патриотами и подлинно культурными лидерами.

В итоге – у Евгения и мастерская в центре древнего града и выставки, специально к Вяземам выпущенный Каталог, и, что тоже приятно удивило, обильный фуршет. А из самого Можайска приехала целая делегация деятелей местной культуры – на двух автобусах.

О самом художнике рассказала Надежда Ивановна Дровецкая, заместитель директора музея, кстати, и сама – жительница Можайска: «Евгений родился в 1953 году, окончил Свердловское художественное училище в 1973 году по живописи и композиции у педагога Н.Г. Чеснокова, а по рисунку – у Н.Н. Моос. Затем служил в Советской армии до 1975 – и сразу же выбрал Можайск. С 1997 его приняли в Молодежное объединение при МООСХ России, и следующие три года он посвятил путешествиям: в творческих командировках на Черное море в Керчи, на Белое море в Архангельске, затем в Золотици, на Урал и в Сибирь. Он постоянно рисовал, осваивая новые цвета, формы и пространства. Позднее, в 1980-88 годы его нередко направляли в знаменитые творческие дачи Союза Художников России – в Горячий Ключ, на Академическую дачу в Тверь. Но, сколько бы интересного ни встречалось, тянуло всегда домой – в Можайск. Именно здесь он созрел как живописец и здесь появились самые его интересные холсты.

Долгачев стал певцом Можайска, знатоком его степенного провинциального быта и великой истории. В 1989 году его приняли в члены Союза Художников России, и с тех пор он трудится как живописец КХР в Химках. Невозможно перечислить все выставки – от местных городских до зарубежных, в которых он принимал участие. Дважды состоялись персональные выставки – в Можайске и в Москве. Теперь третья – у нас в Вяземах. А картины его хранятся как в Худфонде РФ, музеях Звенигорода и Бородино, так и в частных коллекциях нашей страны и за рубежом. Наш музей участвует в областной программе «Золотая карта Подмосковья» и мы рады видеть здесь на полотнах Евгения пейзажи нашего края, памятники зодчества – это наша общая любовь».

Особо трогательным было присутствие 85-летнего отца художника – боевого ветерана с рядами медалей на груди. Он явно был горд сыном, но по-отечески журил и требовал еще больших побед! А выступавшие, среди которых были и руководители культуры и художники Одинцовского и Можайского районов, подчеркивали, что творчество Долгачева «искренне патриотично, а это вовсе нелегко в наши трудные переходные времена», что оно «профессионально и честно», что мастер «не стоит на месте, но обновляется год от года, осваивает новые приемы».

Чем же выделяется почерк можайского живописца? Из представленного на выставке можно сделать такие выводы: Долгачев, действительно, меняет язык и стиль – но всегда остается художником нервным, мистичным и… юмористическим. Казалось бы, названные качества несовместимы – это какой-то немыслимый горючий коктейль. Но это так.

У него есть натюрморты в стиле гиперреализма, затем – панорамные пейзажи (в основном виды любимого Можайска и его Никольского собора на высоком холме), а потом – русско-деревенские пейзажи в духе экспрессионизма.

И во всех этих совершенно разных стилях мы видим: 1 – сложную композицию, сложный замысел, нередко философский, 2 – свет всегда не обыденно естественный, а сверхестественный, мистический (это редкие и краткие всполохи красных зорь или огненных закатов), 3 – потустороннюю мистическую деталь (ангела или святого в облаках, оживших героев 1812 года, идущих по современному Можайску) и 4 – тут же рядом каких-нибудь смешных мальчишек, тетек и дядек с собачками и малышами.

Вот «Праздник Бородинской улицы» - со знаменами шагают гвардейцы Бородинской битвы, а на деревьях веселится нынешняя детвора, тут же идет свадьба. А вверх в глубокое небо уплывает романтический собор в псевдоготическом стиле!

Подобное и в полотне «Сегодня Никола»: в облаках прочитывается силуэт «Николы Можайского» - покровителя города, грозовое небо тревожно, а на переднем плане – чуть ли не карикатура на современников, фигурка экскурсовода и смешна и подобна силуэту небесного явления… Вот и пойми замысел Долгачева: грозовое тревожное небо говорит о войнах и трагедиях Можайского рубежного края… святые близки и грозно смотрят с небес… но жизнь так мила и по-детски смешна!

Ту же многозначность, полифонизм настроений и живописных приемов прочитываем мы, глядя на его натюрморты. И находим те же качества в почти этюдных быстрых пейзажах 2005 года, которые полны яркого и тяжелого экспрессионизма. Здесь мистика, сложность и юмор спрятаны внутрь. Долгачев теперь выявляет свой полифонизм движущейся композицией, острыми загадочными бликами света, плотным и по-скульптурному пластичным мазком. Так исполнены и виды Вязем, и картины северных и подмосковных деревень.

…Выступавшие на открытии выставки желали Евгению успешно пройти конкурс на соискание звания Заслуженного художника России. Получит он официальное звание, или нет – главное уже состоялось. Долгачев – не просто профи своего дела, но и оригинальный живописец-мыслитель. Он всегда думает – композиционно, в цвете, в фактуре. Его живопись и по-настоящему национальна, и личностно неповторима. Его образы сильны, а иногда даже тяжелы и грубы (предки – из казаков) – но всегда искренни.

Его картины весомы и интересны. Он нашел свои – можайские – горизонты.

Сергей Маркус – текст и фото

18.191.46.36

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
3 920
Гость
#
бандюган
Lych
лично#
Гость, сам-то понял чего сказал?
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи